САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 10 сентября 2021

Резолюция

Главная   О КОНФЕРЕНЦИИ   Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ

Научно-практическая конференция

«РАННЯЯ ПОМОЩЬ И СОПРОВОЖДЕНИЕ»

 

Научно-практическая конференция «РАННЯЯ ПОМОЩЬ И СОПРОВОЖДЕНИЕ», посвященная вопросам ранней помощи детям и их семьям и сопровождаемого проживания инвалидов, состоялась 10 сентября 2021 в Санкт-Петербурге в отеле Park Inn by Radisson Pulkovskaya Hotel & Conference Centre. Она была организована Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта»  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации при поддержке Российской академии наук, Правительства Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На конференции были сделаны 39 докладов учеными и практиками, представителями исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и ведущих НКО Российской Федерации, реализующих программы по ранней помощи и сопровождаемому проживанию из 15 субъектов Российской Федерации. Всего в работе конференции приняли участие очно – 84 специалиста и отмечено свыше 700 подключений онлайн. В материалы конференции включено 46 работ от 92 авторов.

Целью конференции явилось объединение усилий ведущих ученых, практиков, руководителей среднего и высшего звена, систематизация знаний и обмен опытом в области применения инновационных технологий в области ранней помощи детям и их семьям и сопровождаемого проживания инвалидов.

 Конференция предоставила междисциплинарную платформу для обсуждения последних нововведений, включая организационные и технологические, для совершенствования системы реабилитации и повышения качества восстановительного лечения, а также современных тенденций и существующих проблем.

На секции ранней помощи обсуждены вопросы формирования научной и методической основы ранней помощи детям и их семьям, перспективы развития данного направления в субъектах Российской Федерации.  

В Плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 № 122-р) организация и развитие системы ранней помощи детям является одним из приоритетных направлений в повышении качества жизни семей с детьми с ограничениями жизнедеятельности или детьми группы риска. На секции обсуждались вопросы организации ранней помощи в регионах на современном этапе, проблемы и задачи развития. Свой опыт представили Свердловская область, г. Санкт-Петербург, Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Ярославская область. 

Большое внимание было уделено вопросам формирования методической базы программ ранней помощи, оценки результативности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям.

В процессе работы дискуссионного клуба обсуждались проблемные вопросы, связанные с недостаточной информированностью населения о ранней помощи, не выполнением методических рекомендаций по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации, недостаточной подготовкой кадров, отсутствием стандартизированных методик для проведения оценочных процедур и научно-доказанных технологий ранней помощи.

На секции сопровождаемого проживания обсуждены вопросы организации сопровождаемого проживания и развития технологий в субъектах Российской Федерации.

По результатам ежегодного мониторинга, проводимого Минтрудом России, за последние три года наблюдается положительная динамика по развитию технологий сопровождаемого проживания в субъектах Российской Федерации, о чем свидетельствует увеличение в 2 раза (с 39 до 75) числа регионов, реализующих данные технологии, и численности инвалидов (с 2542 до 5056 чел.), находящихся на сопровождаемом проживании.

На секции обсуждены проблемные вопросы нормативно правового регулирования, предоставления услуг, дееспособности инвалидов, обеспечения их жильем, подготовки кадров, источников финансирования и др.

Большое внимание уделено вопросам обеспечения трудовой занятости инвалидов на сопровождаемом проживании. В частности, поступило предложение о распространении практики Санкт-Петербурга и ряда других субъектов Российской Федерации по нормативному закреплению альтернативных способов выполнения квоты для трудоустройства, в том числе путем заключения соглашений об организации рабочих мест, как повышающей уровень трудоустройства лиц с инвалидностью и не противоречащей изменениям, внесенным Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ в законодательство о занятости и о социальной защите инвалидов, а также включить в состав государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов в качестве основного этапа - сопровождаемое трудоустройство, осуществляемое специализированными организациями и способствующее закреплению лиц с инвалидностью на рабочих местах.

Участники конференции определили, что для дальнейшего развития ранней помощи и технологий жизнеустройства инвалидов во всех субъектах Российской Федерации, необходимо решить следующие вопросы:

  • продолжить работу над совершенствованием нормативного и правового регулирования в Российской Федерации системы жизнеустройства и ранней помощи детям и их семьям, разработка организационных и методических основ сопровождаемого проживания и иных форм жизнеустройства лиц с инвалидностью, ранней помощи детям и их семьям на основе научных исследований и успешного опыта;
  • расширить федеральный и региональные перечни социальных услуг, предоставляемые поставщиками социальных услуг в области жизнеустройства инвалидов, выделив инвалидов нуждающихся в сопровождаемом проживании в отдельную социальную группу (категорию получателей социальных услуг);
  • содействовать развитию научных исследований, разработке современных методик, основанных на доказательных методах в области жизнеустройства и ранней помощи детям и их семьям;
  • усилить работу по организации непрерывного процесса реабилитации, начиная с оказания ранней помощи детям и их семьям, их социализации, и до профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов на основе межведомственного взаимодействия, в том числе, в электронном виде;
  • способствовать внедрению информационных технологий для поддержки специалистов при предоставлении реабилитационных и абилитационных услуг, обратив особое внимание на необходимость принятия и использования единой терминологической базы независимо от ведомственной принадлежности как при оценке состояния граждан, так и при предоставлении реабилитационных и абилитационных услуг;
  • совершенствовать развитие кадрового потенциала, содействовать созданию и развитию национальной системы подготовки и повышения квалификации кадров для жизнеустройства инвалидов, ранней помощи детям и их семьям;
  • расширить социальное партнерство в целях реализации межведомственного взаимодействия при организации сопровождаемого проживания инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, в том числе за счёт негосударственных организаций;
  • содействовать созданию региональных ресурсных центров на основе научно обоснованных моделей жизнеустройства инвалидов, оказания ранней помощи детям и их семьям, многопрофильного комплексного сопровождения граждан с инвалидностью в сфере профессионального обучения и трудоустройства;
  • содействовать повышению у инвалидов мотивации к труду через трудовое воспитание и профессиональную ориентацию, начиная с дошкольного возраста;
  • развивать формы статистической отчетности, в том числе, форму №1-РП «Сведения по ранней помощи детям целевой группы» с целью получения достоверной информации о состоянии жизнеустройства и уровне развития ранней помощи в Российской Федерации;
  • совершенствовать критерии оценки качества и результативности оказания услуг целевой группе;
  • расширить информационно-просветительскую работу по жизнеустройству и ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации для всех категорий граждан (руководители и специалисты исполнительных органов государственной власти и подведомственных им организаций, предоставляющих услуги, семьи), включая формирование информационного банка методических материалов, в том числе видеоматериалов, их размещение на специально созданном информационном ресурсе;
  • разработать рекомендуемые индивидуальные программы социального обслуживания в разрезе видов социальных услуг и категорий получателей социальных услуг, в т.ч. для инвалидов, нуждающихся в сопровождаемом проживании;
  • разработать отраслевые технологические регламенты оказания мероприятий по сопровождению инвалидов;
  • создать условия равноправного выхода на рынок социальных услуг как государственным, так и негосударственным организациям социального обслуживания;
  • разработать механизмы предоставления жилых помещений для сопровождаемого проживания малыми группами людей с инвалидностью;
  • тиражировать успешные модели сопровождаемого проживания в субъектах Российской Федерации и ранней помощи детям и их семьям;
  • увеличить количество информационных мероприятий.